Заселение европейцами. В 1642 капитан Абел Янсзон Тасман из голландской Ост-Индской компании впервые наблюдал побережье Новой Зеландии. Однако при попытке высадиться голландцы подверглись нападению маорийских воинов. (Маори поселились в Новой Зеландии приблизительно в 750 н.э.) Вторичной попытки Тасман предпринимать не стал и уплыл, не заявив своих прав первооткрывателя. В 1769 капитан Джеймс Кук, плававший в то время по заданию британского адмиралтейства, обогнул оба острова, высадился на каждом из них и провозгласил Новую Зеландию владением британской короны. В 1790-х годах на островах стали стихийно возникать поселения беглых матросов и авантюристов, которые с большой выгодой вели торговлю шкурами тюленей и котиков. На протяжении 19 в. здесь велась активная торговля китовым жиром и китовым усом. В 1814 Сэмюэл Марсден учредил среди племен маори первые англиканские миссии. Сын йоркширского кузнеца, Марсден был священником в каторжном поселении в Новом Южном Уэльсе, когда услышал рассказы о "беззаконии", царящем в Новой Зеландии. Переехав туда с небольшой группой последователей, он начал проповедовать евангелие в праздник рождества 1814. В начале 1820-х годов к англиканским миссионерам присоединились методисты Уэслианской миссии, а позже, в 1830-е годы, появилась и французская католическая миссия. По мере освоения территории участились конфликты между европейскими колонистами и маори, особенно в районе залива Бей-оф-Айлендс. Британское правительство неоднократно и недвусмысленно отказывалось от управления Новой Зеландией, однако ввиду интереса, который проявляли к этому владению французы и американцы, оно было вынуждено поторопиться с освоением островов и официальным распространением на эту землю британской юрисдикции. В 1832 в Новую Зеландию был послан Джеймс Басби, который подчинялся губернатору Нового Южного Уэльса; его главными задачами как британского "резидента" были поимка бежавших из Австралии преступников и расширение торговли. Басби не обладал никакими средствами для поддержания своей власти. Он не имел влияния на вождей маори и к тому же не смог наладить отношений с поселенцами и миссионерами. Но когда французский авантюрист, барон де Тьерри, прибыл в Сидней в 1835 и объявил себя королем Новой Зеландии, Басби удалось убедить 35 маорийских вождей создать Союз племен Новой Зеландии. Эти его действия не получили поддержки губернатора Нового Южного Уэльса, но создали прецедент для переговоров между Великобританией и вождями северных племен маори в 1840. Тем временем в Англии Эдвард Гиббон Уэйкфилд учредил земельную компанию для организации массового переселения в Новую Зеландию. Уэйкфилд разработал теорию "систематической колонизации", в соответствии с которой заокеанские владения следовало осваивать не путем ссылки туда каторжников, а напротив, привлекая состоятельных людей, которые будут покупать землю по "достаточной цене" в Англии; полученные средства должны использоваться на нужды самой колонии и для поощрения дальнейшей иммиграции. Тысячам людей был предоставлен бесплатный проезд, чтобы обеспечить рабочей силой обработку земли состоятельных владельцев. 4 января 1840 в Веллингтоне высадилась группа представителей компании, а 22 января прибыли первые поселенцы. Поселения были основаны в районах Веллингтона и Нью-Плимута (1840), Уангануи и Нельсона (1841); немного позже возникли поселения дочерних компаний, Ассоциации Отаго - в Данидине (1848) и Асоциации Кентербери - в Крайстчерче (1850). Эти последние поселения носили характер религиозных общин. Спустя неделю после прибытия первых иммигрантов в 1840 капитан Хобсон, представитель британской короны, высадился в Корорарека (ныне Расселл) и начал переговоры с вождями маори, собравшимися у р.Вайтанги (Уаитанги). 6 февраля около 50 вождей подписали договор, получивший название по имени реки Вайтанги (Уаитанги). Позднее миссионеры и правительственные агенты сумели убедить присоединиться к соглашению более 500 вождей. Договор Вайтанги (Уаитанги) содержал три положения, в соответствии с которыми маори признали верховную власть королевы Виктории, получив от нее обещание защиты и подтверждение прав собственности на их земли. 21 мая 1840 Гобсон официально провозгласил британский суверенитет над Новой Зеландией, которая объявлялась территорией, зависимой от Нового Южного Уэльса. Однако английский текст договора отличался от текста на языке маори, что приводило к разногласиям в истолковании его статей. Кроме того, Новозеландская компания и поселенцы, которые продолжали прибывать для освоения земель, которые они купили в Англии, стали оспаривать юридическую состоятельность договора Вайтанги (Уаитанги). Тем не менее маори всегда считали этот договор гарантией своей собственности на землю, и сменявшиеся правительства в Лондоне, а позже в Веллингтоне поддерживали их требования. Право переселенцев на землю подтверждалось только после купли ее у маори через официальные агентства. Затяжки с утверждением прав на землю были вызваны сложной системой традиционных маорийских правил землепользования. Большинство требований поселенцев, которые те обосновывали своими покупками, сделанными еще до признания островов британским владением, были отклонены. Поселенцы возмущались задержками с получением земли, которую они официально приобрели у Новозеландской земельной компании; при этом маори дважды, в 1834-1835 и в 1860-1870, прибегали к военным действиям, пытаясь согнать поселенцев с земли, которую, как они считали, у них отняли несправедливо. В 1865 был учрежден туземный земельный суд для разрешения спорных вопросов собственности на землю. Это упростило процедуру приобретения земли, и большая часть маорийских земель после этого была распродана.
Экспедиции Тасмана и Кука
Племена маори около 1800
Начальный период освоения страны. Новая Зеландия оставалась зависимой от Нового Южного Уэльса до 3 мая 1841, когда она была объявлена отдельной колонией британской короны. В 1846 парламент принял закон, учреждавший представительские институты; но губернатор, сэр Джордж Грей, отложил провозглашение этой конституции на том основании, что некоторые из ее положений противоречили договору Ваитанги. В 1852 парламент принял Конституционный акт, предоставивший полномочия по самоуправлению Генеральной ассамблее, состоявшей из назначаемого законодательного совета и выборной палаты представителей. Акт 1852 учредил также провинциальные советы, но они были упразднены в 1876. С 1852 по 1907 в Новой Зеландии действовал режим самоуправления. В 1907 она стала именоваться доминионом, но без какого-либо изменения своего конституционного статуса. В 1931 по Вестминстерскому статуту Великобритания предоставила полное самоуправление всем своим доминионам. Новозеландский парламент не признавал этого статута до 1947, оставив за британским правительством решение внешнеполитических вопросов. После того как в 1935 к власти в стране пришло первое лейбористское правительство, Новая Зеландия заключила договоры и обменялась дипломатическими представителями с рядом иностранных государств, в том числе с США.
Борьба за самоуправление. Основные события первого периода колониальной истории, 1840-1856, были связаны с борьбой поселенцев за самоуправление. К 1856 советы провинций получили большие полномочия, и до 1876 представители провинций были достаточно сильны в Ассамблее. Еще в 1840-е годы поселенцы острова Южный поняли, что овцеводство и экспорт шерсти очень выгодны, а в 1860-е годы представления о богатствах юга были подтверждены открытием золота в Отаго и Уэстленде. Эти события укрепили решимость политических деятелей юга самостоятельно управлять своими землями. Однако на острове Северный намерения британских поселенцев владеть и управлять землями встретили сильное сопротивление маори, которое временами находило выход в открытых военных действиях. После поражения маори в Уаикато и в особенности Таранаки правительство приняло ряд законов, открывших широкие возможности для крупномасштабной конфискации, продажи и аренды земли. Земли острова Северный, с их сильно расчлененным рельефом и густым лесным покровом, были труднее для освоения, поэтому здесь преобладали небольшие семейные фермы, сочетавшие земледелие и животноводство. В 1870 к власти пришел Дж. Фогель, выдвинувший программу национального займа для финансирования иммиграции и общественных работ. Большая часть этих средств была вложена в экономику острова Южный, так как представители провинций составляли большинство в парламенте. Однако они стремились сохранить за собой контроль над землями, которые Фогель хотел зарезервировать для финансирования займа; последовавшая борьба закончилась тем, что Фогель в 1876 упразднил советы провинций.
Развитие экономики. Процветание в Новой Зеландии, которое пришло после Гражданской войны в США и франко-прусской войны в Европе, закончилось тяжелыми финансовыми кризисами 1874 и 1879, за которыми последовал период депрессии, продолжавшийся до 1896. С 1870 по 1890 (с двумя короткими перерывами) у власти оставалось так называемое "Постоянное правительство", состоявшее из консерваторов и выражавшее интересы в основном крупных фермеров-овцеводов. В 1885, названном "годом исхода", многие сотни людей покинули Новую Зеландию, направившись главным образом в Австралию. В это же время возникли мощные общественные движения за предоставление избирательного права женщинам, за антиалкогольное законодательство, за протекционистские тарифы для предприятий обрабатывающей промышленности и за государственный социализм, который мог бы положить конец затяжной экономической депрессии.
Социальные эксперименты. Конституционный акт 1852 содержал имущественные ограничения для избирателей, но со временем большая часть этих ограничений была отменена, а круг имеющих право голоса расширен. В 1876 были созданы четыре маорийских избирательных округа. В 1879 право голоса получили мужчины, достигшие 21 года, а имущественные ограничения были ослаблены. В 1890 первые выборы, проводившиеся по принципу "один человек, один голос", привели к власти коалицию во главе с либералом Джоном Баллансом; в 1893 Балланса сменил на посту премьера Ричард Джон Седдон, под руководством которого либералы стали первой в Новой Зеландии крупной политической партией. Либеральную партию поддерживали в основном мелкие фермеры и профсоюзные организации. Седдон оставался премьер-министром до конца жизни в 1906. В течение первых лет руководства Седдона Новая Зеландия стала известна на весь мир своими смелыми социальными экспериментами. С принятием Закона о земле и подоходном налоге в 1891 была полностью изменена вся система налогообложения. Налоги были сделаны прогрессивными и взимались в зависимости от стоимости необработанной городской и сельской земли, а также в зависимости от дохода, тогда как регрессивные налоги на собственность были отменены. Импортные тарифы были увеличены, что принесло значительные поступления в казну. Были приняты меры для облегчения покупки земель маори. Закон о землях для заселения 1892 ограничивал размеры продаваемых земельных участков и предусматривал обязательную перепродажу крупных поместий с целью их разделения и дальнейшего более плотного заселения. Законом о ссудах поселенцам 1894 предусматривались долгосрочные кредиты мелким владельцам для приобретении земли. Управление сельского хозяйства оказывало техническую помощь мелким фермерам, организовав кооперативные предприятия в развивающейся молочной промышленности, которая возникла после того, как в 1880-х годах стал возможен экспорт ее продукции в охлажденном виде. В 1890-е годы было принято прогрессивное трудовое законодательство, которым регулировался размер оплаты и условия труда и гарантировалась выплата компенсаций пострадавшим в результате несчастного случая на производстве. Однако самое большое внимание привлек закон 1894 о примирении и арбитраже в промышленности, который требовал обязательного арбитража в случае трудовых конфликтов. Эффективный, децентрализованный механизм улаживания трудовых споров был разработан при поддержке автора закона Уильяма Пембера Ривза, министра труда, и Вильяма Треджиэра, постоянного главы управления труда. Новый арбитражный суд был уполномочен выносить решения по всем вопросам, в том числе по оплате труда, по которым примирительные советы не достигали соглашения, и включать мировые соглашения в решения арбитража. В 1893 Новая Зеландия стала первой страной, предоставившей избирательное право женщинам (достигшим 21 года). В 1898 был принят закон о пенсиях по старости. Предприятия общественного пользования, такие, как железные дороги, телефон и телеграф, с самого начала являлись государственной монополией; были осуществлены также эксперименты по построению "государственного социализма": создание управления по передаче земли (1860), государственного управления по страхованию жизни (1869) и управления по государственной опеке (1872). В 1893 Банку Новой Зеландии, крупнейшему коммерческому банку, угрожало банкротство, и он был спасен только благодаря вмешательству государства.
Политические движения. До недавнего времени политическая система в Новой Зеландии отличалась высокой степенью стабильности. После периода правления консервативных землевладельцев с 1870 по 1890 к власти пришла Либеральная партия (правила в 1890-1912), представлявшая интересы городских рабочих и мелких фермеров. Затем у власти находилась консервативная Партия реформ (с 1912 по 1920), которую поддерживали деловые круги и мелкие фермеры, которые после распада в 1919 коалиции либералов и лейбористов оказались лишенными политического представительства. Прекращение войн с маори и освоение территории острова Северный путем постройки шоссе, мостов и железных дорог способствовали быстрому росту числа иммигрантов, и к 1901 его население превысило население острова Южный. Быстро развивалась молочная промышленность, организованная в виде небольших кооперативов. Политика Партии реформ основывалась главным образом на расширении прав свободных землевладельцев и поддержке сельского хозяйства.
Первая мировая война. Новая Зеландия поддерживала Великобританию в Первой мировой войне. Большинство новозеландцев присоединилось к австралийским частям, сформировав знаменитый АНЗАКС (Австралийский и Новозеландский армейский корпус). Они отличились на полях сражений во Франции и в Палестине. В 1914 Самоа сдалось новозеландской армии, а в 1919 Лига наций вручила премьер-министру Новой Зеландии мандат на управление этой территорией, получившей название Западного Самоа.
Правление Лейбористской партии. Лейбористы непрерывно наращивали свою силу в парламенте, в 1925 они получили статус официальной оппозиционной партии и вынудили либералов и реформистов к созданию коалиции в 1931. Лейбористы выиграли на выборах 1935 и находились у власти до 1949. Приход правительства, которое поддерживали профсоюзы, ознаменовал начало нового периода экспериментов и государственного социализма. Первым премьер-министром лейбористом стал Майкл Джозеф Сэвидж, которого после его смерти в 1940 сменил Питер Фрейзер. Программа планируемого социального обеспечения и стабильности, финансировавшаяся Резервным банком (национализированного в 1935), полностью изменила пассивную дефляционную политику, которую проводило коалиционное правительство. Лейбористское правительство ввело высокие и прогрессивные налоги при одновременном увеличении пособий и льгот по социальному обеспечению. Сильно возрос внутренний долг, но годовые бюджеты оставались сбалансированными. Военные расходы в период Второй мировой войны финансировались за счет налогов. Происходило ежегодное сокращение внешнего долга. В 1930-е годы стал развиваться политический союз между лейбористами и избирателями-маори, особенно теми, которые были связаны с церковью Ратана. Маори жили в основном в сельских районах и не имели равных с белыми возможностей в получении образования и медицинского обслуживания. Новое социальное законодательство значительно улучшило уровень жизни маори, особенно в сельских районах. С 1943 по 1993 все четыре майорийских избирательных округа голосовали за лейбористов на парламентских выборах. Экономическая программа лейбористов основывалась на государственной гарантии устойчивых цен на товары, отправлявшиеся на экспорт. Первоначально это касалось масла и сыра, которые производились кооперативами, но постепенно гарантии были распространены практически на весь экспорт. Правительство покупало всю продукцию по гарантированной цене и заключало пакетный контракт, предусматривающий определенные расходы на реализацию продукции. На этой же основе можно было также стабилизировать стоимость земли, внутренние цены, зарплаты и другие элементы структуры цен в целом по всей стране. Лейбористское правительство расширило сферу государственного влияния в экономике путем контроля за ценами и приведения основных ставок зарплат в соответствие с размерами, которые периодически устанавливались Арбитражным судом. Контролировались также транспорт, развитие промышленности и импорт. Таким способом до 1949 удавалось добиться полной занятости при высоких ставках заработной платы и без инфляционного роста цен. Важной частью программы лейбористов стало расширение объема социального обеспечения и выделяемых на это средств. Социальные пособия, средства для которых получались за счет 5-процентного налога, взимаемого с заработной платы, налогов на корпоративные и другие доходы, были распространены на все группы населения. Они включали пенсии по старости, по случаю потери кормильца, пособия по безработице, оплату медицинского и стоматологического обслуживания, госпитализации и пособия по болезни и нетрудоспособности. Обширная программа государственного жилищного строительства стала частью развития системы социального обеспечения. Деятельность коммерческих банков происходила в условиях контроля со стороны Банка Новой Зеландии, который был полностью национализирован в 1947, а политика гарантированных цен и контроля за импортом давала правительству возможность регулировать платежный баланс. Несмотря на высокие налоги для частных предприятий и среднего класса, покупательная способность населения поддерживалась на достаточном уровне и безработица была практически ликвидирована. Таким образом, к 1949 Новая Зеландия превратилась в эгалитарное государство с высоким уровнем социального обеспечения.
Вторая мировая война и послевоенный период. После объявления войны Германии в сентябре 1939 на западный театр военных действий была послана новозеландская дивизия, хорошо проявившая себя в Северной Африке. Когда в войну вступила Япония, для обороны страны была сформирована вторая дивизия, которая участвовала в боевых действиях на Тихом океане в составе вооруженных сил США. Новозеландцы служили также в военно-морском флоте и в военно-воздушных силах Великобритании. На выборах 1949 большинство голосов получила Национальная партия; ее лидер Сидней Холланд занимал пост премьер-министра до 1957. После небольшого периода правления лейбористов, с 1957 по 1960, Национальная партия вернулась к власти и оставалась правящей до 1972; пост премьер-министра в эти годы занимал Кейт Холиок. В 1950-е и 1960-е годы эти партии не имели серьезных расхождений по основным вопросам. При переходе политической власти от одной партии к другой ни внутренняя политика, направленная на создание государства благосостояния, ни прозападная внешняя политика не подвергались существенному пересмотру. В 1972 к власти вернулась лейбористская партия во главе с Норманом Керком. Правительство Керка признало Китайскую Народную Республику, отказалось от военного участия Новой Зеландии в блоке СЕАТО и аннулировало тарифные льготы на товары из Южной Африки. Оно поставило задачу улучшить систему образования и жилья для маори и учредило специальный суд для рассмотрения жалоб на дискриминацию и нарушения прав коренного населения, гарантированных договором Вайтанги (Уаитанги). В 1975 состоялся марш представителей маори к парламенту, который привлек внимание общественности к фактам притеснения коренного населения. После неожиданной смерти Керка в 1974 Лейбористская партия избрала в качестве его преемника Уоллеса Роулинга, министра финансов. Лейбористское правительство не смогло изолировать Новую Зеландию от мирового экономического спада и роста цен начала 1970-х годов. Страна серьезно пострадала от нефтяного кризиса 1974 (вторично - в 1978). Инфляция превратилась в политическую проблему, и в 1975 Национальная партия, возглавлявшаяся Робертом Малдуном, вновь пришла к власти. Инфляция продолжала расти и в последующие годы; все возрастающий торговый дефицит и рост безработицы усугубляли экономический кризис. Хотя Национальная партия побеждала на следующих выборах, в 1978 и 1981, ее положение в парламенте становилось все более непрочным. Разногласия внутри партии побудили Малдуна назначить досрочные выборы в июле 1984. На них решительную победу одержала Лейбористская партия во главе с Дэвидом Лэнги. Реализация программы Лэнги, имевшей целью уменьшение роли государства и развитие рыночной экономики, привела к некоторому экономическому росту. (Эта экономическая политика известна также под названием "роджерномики", по имени тогдашнего министра финансов Роджера Дугласа.) В рамках программы было начато реструктурирование государственного сектора, системы образования и здравоохранения. В соответствии с Актом о компаниях 1993, ряду государственных коммунальных предприятий был предоставлен статус автономных предприятий, что в некоторых случаях послужило поводом для их последующей приватизации. Решениям специального суда по надзору за соблюдением положений договора Вайтанги (Уаитанги) была придана обратная сила (вплоть до 1840). Хотя этот суд мог лишь давать рекомендации правительству, его решения позволили увидеть в новом свете проблемы межрасовых отношений и прав коренного населения. (Во второй половине 1990-х годов правящая Национальная партия достигла соглашения с некоторыми племенами маори, удовлетворив их давние земельные требования.) Внешняя политика правительства Лэнги вызвала резкое недовольство США, особенно в связи с запретом заходить в новозеландские воды судам с ядерными двигателями и ядерным оружием. Лэнги неожиданно ушел в отставку с поста премьер-министра в августе 1989. Его сменил Джефри Палмер. В сентябре 1990 Палмера сменил на посту премьер-министра Майк Мур, новый лидер Лейбористской партии. На всеобщих выборах в октябре 1990 Национальная партия во главе с Джимом Болджером добилась победы над лейбористами. Правительство Болджера сократило государственные расходы, в особенности в социальном блоке бюджета. Было достигнуто соглашение с Австралией о свободной торговой зоне и о более тесных экономических связях между двумя странами. В 1990 отмечалось 150-летие подписания договора Вайтанги (Уаитанги). Это событие, совпавшее с ростом безработицы (до 7-8%), эмиграции и выдвинутыми маори требованиями рекомпенсации, выдвинуло на первый план многие проблемы, связанные с межрасовыми отношениями, правами женщин, государством всеобщего благоденствия. Эти проблемы еще более обострились на фоне последовавшего экономического спада. За 18 месяцев, с января 1990 по июнь 1991, валовой внутренний продукт снизился на 4,3%, а уровень безработицы поднялся до 10%. Сильно пострадал сельскохозяйственный сектор, так как цены на шерсть (с учетом поправки на инфляцию) упали до послевоенного уровня. В этот момент на политической арене появилась третья партия - Альянс нескольких групп, объединенных общими интересами; своей задачей новая партия ставила возврат к политике, направленной на создание государства всеобщего благоденствия. К 1993 резко выросла занятость населения и начался подъем экономики. Однако всеобщие выборы, состоявшиеся в конце 1993, показали, что как правящая Национальная партия, так и оппозиционная Лейбористская в значительной мере утратили поддержку избирателей. Национальная партия, получившая 50 мест из 99, с трудом сохранила свое положение партии большинства, причем добиться этого ей удалось лишь предложив пост спикера в палате представителей члену Лейбористской партии. В 1993, параллельно с парламентскими выборами, проходил референдум по вопросу об избирательной системе. Участники референдума высказались за отмену существовавшей до тех пор мажоритарной избирательной системы, в которой избрание обеспечивалось простым большинством голосов, и введение системы смешанного пропорционального представительства. Когда в октябре 1996 впервые состоялись выборы по новой системе, оказалось, что ни одна партия не получила большинства в парламенте, где теперь насчитывалось 120 мест. После продолжительных переговоров Национальная партия во главе с Джеймсом Болджером образовала коалицию с партией "Новая Зеландия прежде всего" (лидер - У.Питерс). В декабре 1997 Дженни Шипли заменила Болджера на посту лидера Национальной партии и премьер-министра. В августе 1998 коалиция распалась, и представители партии "Новая Зеландия прежде всего" вышли из правительства. Национальная партия, которую поддерживает ряд малых партий и независимых членов парламента, продолжала оставаться у власти.